Строительный франчайзинг в мировой практике является достаточно распространенной моделью ведения бизнеса и входит в двадцатку отраслей, где он используется. Несколько иначе дело обстоит в России, где развитие франчайзинга началось сравнительно недавно.
Для франчайзинговых структур строительный рынок является весьма привлекательной сферой, тем более что он включает не только непосредственно строительство зданий и сооружений, но и производство строительного оборудования и материалов.
Тем не менее, по прогнозам аналитиков, франшизы будут создаваться в области строительства домов эконом-класса, которые возводятся по типовым проектам. При массовом возведении недорогого жилья в кратчайшие сроки франчайзинг является наиболее эффективным методом. Что же касается элитного жилья, то строительные компании не спешат работать по франчайзингу. В целом же ситуация такова, что участники рынка не торопятся применять новые технологии ведения бизнеса, несмотря на положительное отношение к ним.
Применение франчайзинга на строительном рынке имеет свои особенности. Во-первых, строительство домов и сооружений имеет массовый потребительский спрос, такой же, как и ремонт квартир, к примеру. Во-вторых, на строительных предприятиях, уже зарекомендовавших себя (фирменных), сформирована и используется система ведения деятельности, в том числе и коммерческой. Логистические и маркетинговые методы, которые они применяют, имеют определенную специфику и доказали на практике свою эффективность. Поэтому франчайзи при передаче права на франшизу получает полный пакет документов: технические экспертные данные, операционные системы, рекламные разработки, методы управления, систему маркетинга и реализации и т.д.
Кроме того, прибыль, которая будет получена в результате взаимной деятельности франчайзи и франчайзера, должна быть больше, чем, если бы они работали автономно. Это и является целью новых бизнес-технологий. Оба партнера должны не только вернуть первоначальные затраты капитала и текущие расходы, но и получить существенные доходы.
Современные тенденции в развитии строительного бизнеса подразумевают установление долгосрочных отношений между партнерами. В этом случае строительство зданий и отделочные работы будут осуществляться на корпоративном уровне с передачей ряда полномочий в виде управления маркетингом и маркетинговых функций.
Первые шаги уже в этом направлении сделаны. В 2008 году в России была создана первая франшиза «МИНИ-ЗАВОД по производству каркасных систем из легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) для строительства малоэтажных зданий по технологии СТАЛДОМ». Ее целью является строительство по типовым схемам домов эконом-класса.
По данным «Российской ассоциации развития франчайзинга» (РАРФ) на территории РФ, действует более 800 франчайзинговых компаний. Но большая часть из них работает в сфере розничной торговли и общественного питания. И лишь несколько фирм занимается ремонтом или производством стройматериалов.